В общем объеме мирового фармацевтического рынка ОТС-препаратов витаминно-минеральным комплексам принадлежит 28%, что составляет 15426 млн. долл., индекс роста этого сегмента составляет 102. Анализ индексов роста за последнее время дает возможность прогнозировать развитие рынка. По прогнозам к 2007 году объем продаж в этом сегменте на мировом глобальном рынке возрастет до 18195 млн. долл., (индекс роста 118), к 2012 г. - до 21948 млн. долл. (индекс роста - 143). Внутри самой категории витаминно-минеральных комплексов рынок сегментируется таким образом: динамично развивается сегмент минералов; его доля составляет 16%, индекс роста - 108; сегмент витаминно-минеральных комплексов несколько отстает в росте, его индекс - 106, при этом занимает 19%, сегмент просто витаминов стабилен, его индекс - 100, доля - 18%.
Рисунок 11. Сегментирование мирового рынка ОТС-препаратов
Подобная динамика продаж характеризует в основном рынки развитых стран. Есть основания считать, что эта тенденция сохранится, индекс роста будет достаточно высок, но не настолько высоким, каким он будет в Восточной Европе. В США и Западной Европе деятельность по выведению новых препаратов в этом сегменте пока не очень активна. Более чем 95% рекламных кампаний по продвижению новых препаратов провалились. Причина этого - в доверии потребителей широко известным торговым маркам, представленным на рынке. Что касается характеристик современного мирового рынка витаминов в целом, то, прежде всего, обращает на себя внимание глобализация, которая коснулась многих сфер экономики. Так, тенденции, наметившиеся сегодня, показывают, что выход на витаминный рынок новых игроков становится все более и более затруднительным. С одной стороны, это связано с прочно устоявшимся имиджем нескольких крупных производителей витаминов, имеющих высокий уровень доверия у потребителей. Рынок витаминов перенасыщен, и выведение новых торговых марок требует значительных капиталовложений. С другой стороны, реклама необходимости витаминотерапии порой строится на страхе перед возможными негативными последствиями отказа от приема витаминов, что неизменно влечет за собой снижение доверия к такой рекламе в целом.
Рост продаж витаминно-минеральных комплексов в Западной Европе замедлился, несмотря на то, что пробиотики, витаминно-минеральные препараты и препараты для активных людей старшего возраста (старше 50 лет) по-прежнему хорошо продаются. В отношении витаминов и поливитаминов наблюдается спад, так как потребители отдают предпочтение витаминно-минеральным комплексам. Растущая осведомленность женщин об остеопорозе стимулирует продажу препаратов кальция.
Объемы продаж категории витаминно-минеральных комплексов на рынке ОТС-препаратов Центральной и Восточной Европы занимают долю в 25% (на 3% ниже, чем в мире), индекс роста составляет - 107 (на глобальном мировом рынке только 102). Это говорит о высоком потенциале развития рынка. Можно предположить, что развитие рынка будет достаточно быстрым, и в ближайшее время он достигнет показателей мирового рынка (на 3%). Сегодня рынок Восточной Европы развивается намного динамичней, чем западный. Существуют определенные трудности в регуляторной сфере, особенно для тех стран, которые в 2004 году стали членами ЕС. Их присоединение является основной причиной реформы регистрационного регламента (регуляторных правил). Мультинациональные корпорации быстро и агрессивно проникают и фрагментируют эти рынки, поэтому проблемы возникнут в основном у мелких производителей, которые будут вынуждены в сжатые сроки переоборудовать производство в соответствии со стандартами GMP. Правительства этих стран играют решающую роль в развитии рынка ОТС-препаратов и культуры самолечения. Цены на товары местных производителей значительно ниже цен импортированных препаратов. Для рынков Центральной и Восточной Европы характерно, что генерики под уже зарекомендовавшей себя торговой маркой имеют большое влияние и доминируют во многих категориях. Аптечные сети становятся сильнее, процент их продаж значительно растет. Растет также и частота слияний и поглощений одних компаний другими. Производители стран Восточной Европы обязаны в ближайшем будущем привести производство в соответствие со стандартами GMP. Выпуск на рынок новых витаминно-минеральных препаратов (брендов) требует больших капиталовложений. Все это актуально и для Украины.
Расходы на покупку витаминно-минеральных комплексов в Украине в год на душу населения составляют 0,4 долл. По этому показателю Украина уступает не только европейским странам, но и ряду стран СНГ - России и Беларуси (Рисунок 12). Едва ли возможно, чтобы продажи в ближайшее время выросли до уровня Германии (9,87 долл.) и Франции (6,18 долл.), но вполне вероятно, что они вырастут до 3 долл. в год. Объем продаж витаминно-минеральных комплексов в Румынии, Чехии, Польше, Болгарии значительно увеличивается, в странах Балтии тоже будет наблюдаться рост, но не такой динамичный, в Украине в 2004 году продажи составили 15,10 млн. долл., прогноз на 2005 год - 13,70 млн. долл., 2006 год - 15,10 млн. долл., 2007 год - 15,50 млн. долл. Для сравнения: в России в 2004 году - 200,00 млн. долл., в 2005 году - 193,00, в 2006 - 230,00, в 2007 - 250,00.
Рисунок 12.Расходы на покупку витаминно-минеральных комплексов в Европейских странах
Восточная Европа имеет наибольший потенциал роста продаж, но необходимо повысить осведомленность общественности о важности потребления витаминов и минералов, поскольку этот рынок сегментируется в зависимости от субъективных потребностей. В информированности потребителей важная роль принадлежит врачам и фармацевтам. Доверие потребителей к известным брендам укрепляется и имеет на этом рынке большое значение.
Смотрите также
Суточная потребность детей, больных сахарным диабетом, в
углеводах и белках в граммах (М.А.Жуковский)
Возраст
Углеводы
Белки
1-1,5 года
156
53
1,5-3 года
174
58
3-5 лет
...
Клонирование
В феврале 1997 года биомедицинская наука
зафиксировала факт искусственного создания млекопитающего. Овца Долли - это
генетическая копия матери, полученная путем клонирования. Современная кул ...
Хроническое отравление этиловым спиртом (алкоголизм)
Хроническое отравление алкоголем (алкоголизм)
развивается при систематическом употреблении спиртных напитков. Оно проявляется различными
расстройствами деятельности ЦНС, функций органов кровообра ...