Эта профессия больше приближена к реабилитационной и оздоровительной сфере, чем к обычной образовательной системе. Было бы ошибкой приравнивать такой вид терапии и к лечебной физкультуре, хотя эти специалисты часто работают бок о бок, в одной команде. Пожалуй, в российской практике многое из того, чем владеет оккупационный терапевт в странах Запада, есть в арсенале медика, инструктора ЛФК, дефектолога, а с недавнего времени - и социального работника, поскольку терапия социальным окружением входит в его сферу компетенции.
Часто социальный работник выступает в роли координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога, трудотерапевта, других представителей социального окружения клиента, упрочивая сеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.
Существуют различные определения трудотерапии, например британская традиция в большей степени наполняет это понятие социальным содержанием, тогда как американская - медицинским. Самое общее определение таково:
Обучение навыкам повседневной деятельности и реабилитация когда проходят и в группе. Так, ADL группа (по развитию навыков самообслуживания) предполагает выработку навыков личной гигиены или ведения домашнего хозяйства. Если это необходимо, тренировка включает приобретение рабочей сноровки и профессиональных навыков (например, работа в ботаническом саду, в кон горе, занятие ремеслом, творческая деятельность, Занятие музыкой, движения, работа с глиной, текстилем или красками). Подбор соответствующих вспомогательных средств (коляска для передвижения, резиновое утолщение на авторучке или ложке, так же, позволяющее ребенку с нарушениями функций тонкой мотогонки самостоятельно делать записи, есть), делающих человека относительно самостоятельным, - также задача специалиста по трудотерапии.
Главная цель этой профессии состоит в том, чтобы создать все возможные условия для обеспечения активности человека в трех наиболее важных областях жизни: работа, досуг, самообслуживание.
Существует также близкий, но не совпадающий с трудотерапией вид реабилитации - социотерапия. Это, прежде всего различные вид деятельности, рассчитанные на свободное время, когда ставится цёль ликвидировать последствия изоляции и пассивности клиента. Образовательная деятельность (кружки, заочные курсы, обучение на Общеобразовательных курсах, развлечения, праздники, юбилеи), терзания окружающем средой (как физической, так и взаимоотношениями между пациентами) - все это инструмент психосоциальной помощи. Критерии ее эффективности - общая цель, добровольность, общая ответственность, позитивная коммуникация, обмен информацией, ее доступность, максимальная открытость и учет мнения каждого. Эта деятельность практически аналогична социокультурной анимации, существующей в ряде стран Европы.
План реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков. Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи, уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы станут средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком резких нагрузок.
Смотрите также
Актуальность
Создание российской индустрии медицинской техники - одна из приоритетных
задач, призванных развивать отрасль в партнерстве с ведущими мировыми
производителями, отечественными компаниями и научно-исс ...
Обзор литературы
В
последние годы интенсивно ведется поиск и исследование факторов, определяющих
вирулентность штаммов H. pylori. Наиболее известные факторы вирулентности:
вакуолизирующий цитотоксин (продукт гена V ...
Психофизиологические особенности работоспособности
Работоспособность рассматривается, как
способность человека выполнять определенную работу на определенном уровне
качества и надежности, и как нечто тождественное функциональному состоянию
организма ...