Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих сверстников в развитии. Это особенно заметно на их вербальном развитии. В два, два с половиной года дети знают много сказок, стихотворений, проявляют осведомленность в какой либо сфере, нередко могут уже читать и считать. Многие неплохо пишут стихи, рефераты по изученному вопросу.
Игры носят нередко однообразный и необычайный характер, отвлечь от таких игр очень трудно, дети сердятся, кричат, не хотят идти есть, гулять или поменять игру.
В играх с образным фантазированием то же наблюдается идеотематичность. Например, девочка двух лет в течение трех лет представляла себе дом с многими комнатами, в которых помещала своих подруг и близких, они в свою очередь совершали различные действия.
Иногда проявляются однообразные движения (подпрыгивание, кручение какого-нибудь предмета).
Начало шизофрении нередко проявляется в виде так называемых зарниц. Они характеризуются внезапным возникновением безотчетного страха - дети мечутся, кричат, плачут, либо проявляют ужас перед предметами или явлениями, к которым раньше относились спокойно (например, неожиданно начинают бояться вешалки). Могут возникнуть кататонические симптомы.
Наряду с высоко развитым вербальным интеллектом у детей обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть движений. Обладая направленными способностями, хорошей речью, дети, тем не менее, слабо учатся в школе, у них не обнаруживается интереса к занятиям. При богатом интеллекте они слабо реализуют его на практике.
У детей становятся неадекватными эмоциональные реакции - обладая повышенной чувствительностью, что проявляется в бурных слезах при просмотре кинофильмов, прочтения книг с многократным воспоминаниями об этих эпизодах в дальнейшем, они в то же время проявляют холодность по отношению к своим родителям и знакомым, либо проявляется чрезмерная зависимость к одному из члена семьи.
На первых этапах болезни часто появляется изменение поведения в виде проявления ненависти к близким, которых он до этого любил. Резко нарастает погружение в мир фантазий и игр, причем дети перестают рассказывать об их содержании.
Когда происходит утяжеление заболевания - падает активность и инициативность детей. Нарастает количество разнообразных двигательных стереотипов. Их некогда продуктивная и яркая речь становиться выхолощенной, резонерской (спорят по любому поводу). Творчество становится монотонным, например, рисует один и тот же сюжет. В речи появляется разорванность. Часто появляются навязчивые мысли и действия. Например, больной 13 лет; ‘‘…Ко мне в последнее время стали приставать мысли схватить острый предмет и убить маму. Я регулирую эти мыслишки - чтобы их вывести, нужно щелкнуть пальцами два раза и сказать время…’’ То есть у данного больного есть не только навязчивые мысли но и способ борьбы с ними - ритуалы.
При резком обострении развивается тревога, страх, могут появиться отрывочные галлюцинации (чаще зрительные, реже слуховые), возникают бредоподобные фантазии, отчаяние, иногда суицидные мысли и действия.
После острого приступа болезни в подростковом возрасте нередко наступает заметный дефект психики, который делает невозможным дальнейшее обучение в массовой школе и его переводят во вспомогательную, где им занимаются дефектологи.
Смотрите также
Рентгеновская спектроскопия в медицинской диагностике
Вильгельм Конрад Рентген родился 17 марта 1845 г. в пограничной с
Голландией области Германии, в г. Ленепе. Он получил техническое образование в
Цюрихе в той самой Высшей технической школе ( ...