Ниже приведены обобщенные результаты опроса, а также проведен их детальный анализ с соответствующими выводами.
Как было сказано выше большинство опрошенных используют лекарственные препараты либо назначенные врачом (51%), либо рекомендованные провизором(41%) (Рисунок 7). Лишь небольшой процент беременных выбирает для себя препараты самостоятельно ссылаясь на свой опыт либо на профессиональные способности (8%).
Рисунок 7
Более детальный анализ данного вопроса показал, что пользуются рекомендациями либо только врача, либо только провизора соответственно 29% и 17%. Примечательно, что почти половина опрошенных после назначения врача при покупке препарата интересуются мнением провизора по поводу назначения врача (Рисунок 8). Это свидетельствует о том, что много людей доверяют мнению провизора, считая их высокообразованными специалистами в данной области. Но данная ситуация усложняется отсутствием достаточного количества литературы по данному вопросу для провизоров, отсутствием осветления данного вопроса при подготовке в ВУЗах, а также присутствием небольшого количества (в основном растительных) лекарственных препаратов для беременных.
Рисунок 8
Удалось установить, что подавляющее большинство опрошенных (71%) доверяют врачу при назначении им препаратов во время беременности. Недоверия к врачу из респондентов не испытывал никто. Оставшиеся 29% опрошенных узнавали о препарате из дополнительных источников (Рисунок 9).
В то ж время результаты ответов на вопрос «Находите ли Вы дополнительную информацию о препарате после его назначения Вам?» были получены такие:
Ø находят информацию 38% респондентов;
Ø не находят 62% опрошенных (Рисунок 10).
С учетом диаграммы изображенной на рисунке 8 видно, что дополнительное количество беременных, которые узнают больше информации о препаратах берется из тех которым лекарства назначают провизоры. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровень доверия к врачу и провизору примерно одинаковый.
Рисунок 9
Рисунок 10
Приведенные выше данные подтверждаются результатами, приведенными на диаграмме (Рисунок 11). Согласно им больше половины опрошенных перед покупкой препарата консультируются с провизором (54%). Покупают препарат не задумываясь либо самостоятельно поровну опрошенных - по 23%.
Рисунок 11
Как удалось установить наиболее распространенными источниками информации о лекарственных препаратах, которые принимали респонденты служили назначения врача (в 83,33% случаев), аннотация к лекарственному препарату (в 79,15% случаев) и рекомендация провизора (в 67% случаев). Остальные источники информации использовались в меньшей мере и в процентном соотношении имели:
Ø специализированная литература - 29,17%;
Ø реклама - 25%;
Ø другие источники информации (в данном случае - интернет) - 3% (Рисунок 12).
Рисунок 12
Уровень предпочтения между производителями распределился следующим образом (Рисунок 13):
Ø 38% респондентов отдали предпочтение иностранным производителям;
Ø отечественные заводы и фабрики предпочитают 29% опрошенных женщин;
Ø местонахождение производителя не имело значения для 33% беременных.
Данные результаты коррелируют с результатами диаграммы, изображенными на рисунке 6, так как стоимость иностранных препаратов зачастую превышает стоимость отечественных аналогов. Тем более, что украинские предприятия практически не выпускают препаратов, предназначенных для беременных, а если и выпускают, то они являются малоизвестными ввиду отсутствия рекламных мероприятий.
Рисунок 13
Спектр принимаемых опрошенными во время беременности препаратов изображен ниже на диаграмме (Рисунок 14). Более половины женщин, как и предполагалось, принимали во время беременности витамины (67%) и противоанемические препараты (54%) ввиду физиологии ее протекания. Практически треть опрошенных (29%) принимала анальгетики во время беременности. Остальные группы препаратов расположились в порядке убывания в следующем порядке:
Ø седативные препараты - 21%;
Ø препараты и разных групп (из которых были отмечены отхаркивающие, антидиарейные и иммуностимуляторы) - 12,5%;
Ø препараты для нормализации микрофлоры - 8%;
Ø гормональные препараты - 8%;
Рисунок 14
Для оценки количества препаратов, которые принимали беременные все вышеприведенные на рисунке 14 группы были разбиты по отдельным респондентам. Как видно из диаграммы (Рисунок 15) есть тенденция к приему нескольких групп препаратов. Треть опрошенных принимали три и более препаратов (33%), два препарата принимали четверть опрошенных (25%), монотерапию во время беременности использовали 34% женщин. Обошлись без приема лекарственных препаратов лишь 8% респондентов.
Данную тенденцию можно объяснить увеличением количества патологий во время беременности, в связи с социальными условиями и экологической обстановкой. Также было установлено, что в 96% случаев (23 человека из 24-х) была возможность выбора лекарственного средства. Это показывает, что на данный момент потенциал рынка для беременных достаточный, чтобы удовлетворить потребность в препаратах при данном состоянии, но требуется проведение более обширных опросов для уточнения пробелов в лекарственных группах, которые не могут быть назначены беременным и разработке в их рамках действенных и безопасных препаратов.
Рисунок 15
Для оценки качественного состава каждого вида терапии и выявления наиболее часто встречаемых сочетаний препаратов при их приеме беременными каждая группа была разбита по группам препаратов. Результаты приведены ниже на диаграммах.
При монотерапии беременными принимались следующие группы препаратов (Рисунок 16):
Ø витамины - 37%;
Ø противоанемические - 38%;
Ø седативные - 25%.
Рисунок 16
При приеме двух препаратов их распределение по группам оказалось примерно одинаковым (Рисунок 17). Та же картина наблюдалась и при приеме трех и более препаратов (Рисунок 18).
Таким образом не удалось установить наиболее распространенных сочетаний групп препаратов. Данный результат можно объяснить небольшим количеством выборки опрошенных, но скорее всего он, объясняется индивидуальным течением беременности и подходом врачей к ее ведению. Данный аспект также уменьшает перспективность создания комплексных препаратов для беременных, которые объединяют действие нескольких групп лекарств.
Рисунок 17
Рисунок 18
При оценке безопасности терапии, применяемой опрошенными во время беременности в анкету был включен вопрос о проявлении побочных эффектов при приеме препаратов. В результате оказалось, что побочные эффекты отсутствовали в 83% (20 человек) случаев приема беременными лекарств. В остальных 17% наблюдались следующие побочные эффекты:
Ø головная боль - 1 случай;
Ø диспепсия (связанная в основном с приемом противоанемических лекарственных средств) - 2 случая;
Ø аллергия - 1 случай.
Видно, что побочные эффекты легко устраняемы и носили несерьезный характер, что свидетельствует о хорошей переносимости принимаемых препаратов, которые присутствуют на рынке.
При попытке выяснить препаратам какого происхождения наиболее доверяют беременные, были получены результаты согласно которым большинство отдали предпочтение синтетическим препаратам (42%) ввиду предубеждений развития фармацевтической отрасли и создания эффективных и безопасных препаратов. 29% опрошенных более доверяли растительным препаратам, так как считали их наиболее безопасными во время беременности, 21% имели склонность доверять как препаратам синтетического происхождения, так и растительным. Остальные виды медицины - гомеопатия и нетрадиционная медицина - имели всего по 1 приверженцу (по 4% соответственно) (Рисунок 19).
Рисунок 19
Ø На следующей диаграмме (Рисунок 20) показано отношение к лекарственной терапии респондентов во время беременности. Результаты распределились следующим образом:
Ø только в крайнем случае будут применять медикаментозные средства 50% опрошенных;
Ø положительное отношение к терапии высказали 42% женщин;
Ø полностью отвергают терапию лекарственными средствами только 8% респондентов.
Рисунок 20
Большинство беременных проводили лекарственную терапию в последние 3 месяца беременности (50%), когда риск для ребенка был наименьшим; во втором триместре основную массу лекарств принимали 33%, а в первом наименьшее количество опрошенных - 17% (Рисунок 21).
Рисунок 21
На основании анкетирования был проведен также номенклатурный анализ препаратов, которые принимали беременные. Он в полной степени согласуется с анализом по группам лекарственных средств и представлен на рисунке 22.
Рисунок 22
Кроме анализа принимаемых препаратов был проведен также анализ информированности респондентов о препаратах, которые возможно применять при беременности. Эти данные имеют большое значение как для производителей, так и для дистрибьюторов данных препаратов, так как на основании их возможно корректировать сбытовую деятельность, политику продвижения и в частности рекламные мероприятия. Результаты данного анализа для выбранных препаратов приведена на рисунке 23. Как видно о таких препаратах как Витрум Пренатал, Прегнавит, Ферроплекс, Линекс, Дуфалак, Хилак, Дуфастон, Антистресс, Персен респонденты были достаточно информированы. В противоположность им про Элевит Пронатал Хеферол, Бромкамфора, Дормиплант, Санасон опрошенные практически не знали. Для них, согласно данному опросу, следует проводить более активные мероприятия по ознакомлению данной категории населения с вышеприведенными препаратами.
Рисунок 23
В процессе анкетирования было определено общее отношение беременных к применяемым ими препаратам согласно модели идеальной точки на примере 14 препаратов, которые были отмечены респондентами в анкете. Согласно модели идеальной точки, общее отношение потребителя к товару или торговой марке может быть измерено путем определения реальной потребительской оценки качеств марки или товара, потребительского идеала для данных видов отношений, значимости каждого критерия товара для потребителя. Разность между идеальной и реальной оценкой каждого критерия, взятая с весовым коэффициентом его значимости для потребителя, определяет устойчивость отношения. Это может быть выражено с помощью следующей формулы:
,
где: Abk - отношение потребителя k к товару b; Wik - показатель значимости для потребителя k критерия i товара, балл; Ii - идеальное представление потребителя k о значении критерия i товара, балл; Xibk - мнение потребителя k о критерии i товара b, балл; n - число рассматриваемых критериев.
Чем меньше величина Abk, тем выше будет оценка потребителем k товара b. Наилучшее отношение, которое может иметь товар (марка), равно нулю, что говорит о том, что товар в точности соответствует представлениям потребителей об идеальном наборе атрибутов.
С целью измерения отношения к препаратам, которые применяли беременные, респондентам предлагалось указать степень важности критерия при выборе препарата и оценить по 7-бальной шкале следующие критерии:
Ø цена;
Ø имидж фирмы производителя;
Ø эффективность препарата;
Ø безопасность препарата;
Ø качество препарата;
Ø известность препарата;
Ø удобство приема.
Респонденты должны были также указать идеальное значение, по их мнению каждого критерия. Полученные оценки от каждого потребителя, а также их средние значения представлены ниже в таблицах 1 и 2, а также на рисунке 24.
Таблица 1
№ п/п |
Витамины |
Противоанемические |
||||||
Витрум Пренатал |
Прегнавит |
Элевит пронатал |
Тардиферрон |
Ферроплекс |
Сорбифер Дурулес |
Хеферол |
Феррум Лек |
|
1 |
3,7 |
3,4 |
4,5 |
8,8 |
3,2 |
9,6 |
5,9 |
6,2 |
2 |
3,8 |
4,1 |
- |
7,8 |
5,3 |
4,6 |
4,5 |
4,9 |
3 |
1,8 |
1,8 |
- |
- |
9,5 |
- |
- |
4 |
4 |
2,5 |
2,9 |
- |
- |
8,3 |
- |
- |
- |
5 |
2,2 |
3,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
7,3 |
5,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
- |
4,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8 |
- |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
- |
1,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Среднее |
3,55 |
3,5555556 |
4,5 |
8,3 |
6,575 |
7,1 |
5,2 |
5,03333 |
Таблица 2
№ п/п |
Пробиотики |
Гормональные пр-ты |
Седативные |
|||
Дуфалак |
Хилак |
Дуфастон |
Утрожестан |
Антистресс |
Персен |
|
1 |
2,1 |
1,2 |
2,2 |
4,5 |
6,8 |
4,4 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Среднее |
2,1 |
1,2 |
2,2 |
4,5 |
6,8 |
4,7 |
Рисунок 24
Как видно из графика потребители наиболее благосклонно отнеслись к группе витаминов, препаратов, восстанавливающих микрофлору кишечника и гормональным препаратам. Наиболее высокие оценки получили Дуфалак, Хилак и Дуфастон. Для антианемических препаратов потребителей не устраивали в большинстве своем критерии эффективности, безопасности и цены, а для препаратов седативной группы не устраивала цена. Для препаратов группы витаминов многих не устраивала эффективность, а некоторых и цена. Много препаратов не получили более высокие оценки, так как потребители не имели сведений о фирмах-производителях, а некоторые и о препаратах, которые им назначали.
Данные результаты могут быть использованы фармацевтическими фирмами с целью разработки вариантов маркетинговой стратегии, воздействия на отношение потребителей посредством маркетинговых коммуникаций. Эти результаты также помогут разработать новые препараты, которые будут отвечать всем требованиям потребителей.
Смотрите также
Способы экстренной и специфической помощи
Лечение инфекционных больных должно быть комплексным и основываться на
тщательном анализе состояния больного. В книге, тем более учебнике, можно
лишь рекомендовать схему терапии той ...
Клиническое значение выявления CagA-белка H. pylori при гастродуоденальной патологии
В
1875 году немецкие учёные обнаружили спиралевидную бактерию в слизистой
оболочке желудка человека. Эта бактерия не росла в культуре (на известных в то
время искусственных питательных сред ...
Выводы
В
работе приведены характеристики рынков основных групп лекарственных препаратов,
применяемых во время беременности, а также дана их критическая оценка. В
процессе обзора установлено, что рынок дан ...