Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.
Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. Боязнь и тревожность, как состояние, соответствующее страху и тревоге. Реальный (при конкретной угрозе) и воображаемые (на уровне представлений).
По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняется разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную, адаптивную роль в системе психической само регуляции.
Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх - способ ограничения "Я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов.
Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. В начале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7 мес), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес), далее он боится высоты, боли, бабы Яги.
Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. ВА отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности. При большем, чем в норме количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры.
Поведение становится все более пассивным, атрофируется любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную ситуацию общения.
Развивается настороженность и замкнутость, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается не свойственная детям ориентация на травмирующее прошлое. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться.
Был проведен опрос детей в возрасте от 3 до 16 лет. Задавался вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься" и далее было перечисление страхов (папу, маму, бабу Ягу, темноту, страшный сон и т.д.).
Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, меньше всего страха - в 15. У дошкольников чаще встречаются страхи боли, уколов, огня, сказочных персонажей, темноты, снов, наказания. В школьном возрасте преобладают страхи войны, смерти родителей, опоздания.
Смотрите также
Методы клинического обследования больного
Клиническое обследование больного - это
искусство, которое годами шлифуется в повседневной работе врача.
Больные с различной хирургической патологией,
нередко опасной для их жизни и требу ...
Энтеробиоз
(Синонимы: enterobiasis,
oxyuriasis — англ., oxyurose — франц., enterobiasis,oxiurasis
— исп.)
Яйца Enterobius vermicularis, свежий мазок фекалий
...