В мировой медицинской практике специальность «клинический фармацевт» появилась в 1971 г. Примерно в это же время возникла клиническая фармакология как отдельная область медицины. Острая потребность в высококвалифицированных специалистах, которые в полной мере владели бы всесторонними знаниями о лекарствах и в то же время разбирались в вопросах лечения заболеваний, возникла в связи с резким ростом ассортимента лекарств (с 2 тыс. в 1940 г. до 12 тыс. в 1970 г.).
В настоящее время в развитых странах присутствует 30 000 - 40 000 наименований лекарственных средств. При этом побочные действия ЛС при амбулаторном лечении отмечаются у 10-20% больных, а 0,5-5% нуждаются в госпитализации для лечения осложнений фармакотерапии. В США частота возникновения побочных реакций у госпитализированных больных достигает 35%, при этом сроки госпитализации увеличиваются от 1 до 5,5 дня. Затраты, связанные с лечением осложнений, составляют в разных странах от 5 до 17% общих затрат на здравоохранение. Среди причин смертности последствия фармакотерапии (прием некачественных препаратов или неправильное их применение/сочетание) занимают пятое место. Вызвано это, в частности, тем, что при лек-обеспечении клиник нередко используется либо устаревшая, либо недостоверная информация из рекламных и популярных источников. Иногда выбор основывается только на цене лекарства, без учета его качества, а также стоимости и эффективности всего курса лечения. Все это негативно сказывается на состоянии здоровья населения и здравоохранении, создает почву для злоупотреблений и нерационального использования ресурсов. Предупредить нерациональное применение лекарств и связанные с ним последствия - задача клинических фармацевтов.
Такие специалисты весьма востребованы и в связи с широким распространением самолечения (использование потребителем лекарств для лечения распознанных самостоятельно нарушений и симптомов у себя и членов семьи, включая детей). Все больше больных предпочитают, минуя врача, обращаться за помощью в аптеки, где получают советы по выбору необходимых ЛС. Среди причин растущего недоверия к профессионализму врачей в области фармакотерапии - назначение устаревших и даже снятых с производства препаратов, незнание новых препаратов, правил применения ЛС, использование справочников в присутствии пациента, небрежное отношение к рекомендациям и выписыванию рецептов, попытки продать больному препарат во время приема, назначение лечения по принципу «не помогло это лекарство, попробуем другое». В 1979 г. ВОЗ была принята концепция «ответственного самолечения», то есть распределения ответственности за результаты лечения между потребителем лекарств, врачом и аптечным работником.
Вместе с тем значительно возросли значение и ответственность провизора (фармацевта): он обязан оказывать помощь больным при самолечении, информировать их обо всех преимуществах и недостатках лекарственных препаратов. Всемирной организацией здравоохранения и Международной фармацевтической федерацией было принято понятие «фармацевтическая опека» - ответственность провизора и фармацевта перед конкретным пациентом за результат фармакотерапии. В связи с этим получила широкое распространение специальность «Клинический фармацевт». В лечебно-профилактических учреждениях Франции клинические фармацевты составляют уже около четверти всех фармацевтов, а в США они работают почти в 80% больниц.
На Украине специальность «Клинический провизор» введена в номенклатуру провизорских специальностей в 1999 г., а должность клинического провизора включена в штатные расписания учреждений здравоохранения. С 1993 г. дисциплина «клиническая фармация» введена в учебный план по специальности «Фармация» Национальной фармацевтической академии Украины, а с 1997 г. - в учебные планы фармацевтических факультетов семи вузов страны.
В соответствии с классическим определением, клинический фармацевт - специалист с высшим фармацевтическим образованием, получивший подготовку в области лекарственных средств и фармакотерапии. Клиническая фармация связывает фармацию как науку о лекарственных средствах и фармакологию, предметом которой является взаимодействие лекарственного средства и организма человека. Участие клинического провизора в лечении повышает качество медицинской помощи, уменьшает количество врачебных ошибок, снижает частоту и тяжесть побочных реакций, которые сегодня очень распространены. В вопросах фармакотерапии важны мнения и врача, и клинического фармацевта. Их взаимопонимание позволяет наиболее рационально использовать огромный арсенал лекарственных препаратов.
Подготовку клинических фармацевтов осуществляют медицинские вузы, имеющие полноценные кафедры клинического профиля. Будущие специалисты получают практические навыки работы с больными непосредственно в разных отделениях клинических баз. Особое внимание при обучении клинических фармацевтов уделяется медико-биологическим дисциплинам (70% предметов, которые им преподают, обычные фармацевты/провизоры не изучают).
Смотрите также
Острый панкреатит
Острый
панкреатит является одной из сложных проблем в неотложной хирургии органов
брюшной полости. Последние годы характеризуются неуклонным ростом
заболеваемости острым панкреатитом, соста ...
Характеристика медицинского
персонала хирургического отделения медико – диагностического центра «Мединцентр»
В основном составе отдела работают 52 врача, 58
медицинских сестер и 22 санитарки, всего 132 сотрудника. Среди врачей - 2
доктора медицинских наук, 2 заслуженных врача России, 8 кандидатов медицинск ...
Методы клинического обследования больного
Клиническое обследование больного - это
искусство, которое годами шлифуется в повседневной работе врача.
Больные с различной хирургической патологией,
нередко опасной для их жизни и требу ...