При нарушении слуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений комплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции. В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух.
Вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализаторов. Оба эти механизма находятся по отношению друг к другу в противоречивых отношениях: слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, вследствие чего при нормальном слухе не ощущает множества периодических изменений давления, вызываемого колебаниями движущихся тел в окружающей среде. Возбуждение вибрационных механизмов тела способствует усилению как слуховых, так и тактильных ощущений. Вибрационная чувствительность теснейшим образом связана с слуховым восприятием, активно вовлекается в компенсаторный процесс, является важным каналом восприятия информации об учебной, трудовой, спортивной деятельности. Под влиянием двигательной деятельности этот канал чувствительности в динамике возрастного развития глухих совершенствуется.
Нарушения двигательной сферы у детей проявляются:
.снижение уровня развития основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качествах, скоростных качеств от 12 до 30%;
.трудность сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом - до 21%;
.недостаточность точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;
.относительно низкий уровнь ориентировки в пространстве;
.замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
.отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;
Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.
Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на коор-динационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями.
Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам. При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений. На точность движения влияет не столько состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совершенства двигательного анализатора. Между тем качественные характеристики прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата.
У глухонемых полное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими. Слышащие быстро и отчетливо ощущали перемещение тела, правильно указывали направление вращения. У лиц со сниженной функцией вестибулярного анализатора не развивается синдром укачивания.
Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вес-тибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами.
Смотрите также
Результаты собственных исследований
Таблица
6 - Эндоскопические и гистологические проявления инфекции H. pylori у носителей
№ п\п
СД
Ф.И.О.
пол
возраст
диагноз
...
Исследование рынка препаратов для беременных
Для
профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы,
работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и
марочных товаров нужно знать, ...