На рубеже XX-XXI веков произошла эволюция взаимоотношений врач - пациент - фармацевт, отметил В. Черных. Пациенты становятся более требовательными, меньше обращаются к врачам, начинают приобретать лекарственные средства через интернет, чаще прибегают к самолечению. Врачи, не успевая за стремительным увеличением количества препаратов, проявляют чрезмерный, «вынужденный» консерватизм в вопросах фармакотерапии, реже выписывают рецепты. В то же время фармацевт выходит на первый план, часто становится основным и единственным посредником между пациентом и лекарственным средством. Престиж профессии фармацевта стал высоким! Задача сегодняшнего дня - активное участие фармацевтов в обеспечении здоровья населения. Рекомендации фармацевта влияют на выбор препаратов для самостоятельного лечения пациентами. Фармацевт может и должен указать пациенту на дозы, курс лечения, особенности приема, противопоказания, побочные эффекты препаратов, несовместимость, на последствия самолечения, развеять мифы, созданные рекламой. Поэтому сегодня провизору с классическим фармацевтическим образованием приходится быть диагностом, психологом, маркетологом, диетологом, бизнесменом, юристом.
клинический провизор - не только лучший первостольник, визитная карточка аптеки, но и консультант как врача, так и пациента. Поэтому на Западе у постели больного сегодня два специалиста - клинический провизор и врач. Один хорошо знает этиологию, патогенез и клинику, другой - свойства препаратов. Врач проводит диагностику и совместно с клиническим провизором назначает лечение, оба делают записи и расписываются в истории болезни. Сегодня в медико-биологическом и клиническом цикле дисциплин, которые изучает клинический провизор, - 71% тех, которые обычный провизор не изучает. Поэтому в отличие от него клинический провизор может вместе с врачом участвовать в лечебном процессе.
В развитии клинической фармации В. Черных отметил позитивный опыт Европы, США и Канады, где клинический провизор (фармацевт) востребован в условиях страховой модели здравоохранения и успешно работает в условиях аптеки и клиники, способствуя повышению эффективности, в том числе экономичности и безопасности фармакотерапии. Напротив, в Российской Федерации и Молдове эту идею воплотить пока что не удалось, потому что не был построен соответствующий правовой фундамент. К тому же, не оправдала ожиданий идея готовить клинических провизоров в медицинских вузах.
В alma mater отечественной фармации еще в 1980-1990-е гг. в учебные планы подготовки провизоров были включены новые медицинские дисциплины, открыты соответствующие кафедры, а в 1996-1997 гг. в рамках украинско-канадской государственной программы «Партнеры в здравоохранении» представители харьковского, львовского и запорожского вузов посетили Канаду. В течение месяца представители украинской высшей школы перенимали зарубежный опыт, вскоре после чего согласно постановлению Кабинета Министров № 11871/33, приказам МЗ Украины № 231 и МОН Украины № 275 была введена новая специальность «клиническая фармация» и соответственно ей специалист - клинический провизор. Когда на следующий год после поездки украинской делегации нашу страну посетили канадцы с ответным визитом, они нашли, что могут многому поучиться в alma mater украинской фармации - не многопрофильном, как в Канаде, а сугубо фармацевтическом вузе с 200-летней историей. За 10 лет, которые прошли с тех пор, были разработаны учебные планы, созданы соответствующее учебно-методологическое обеспечение, клиника, начат выпуск журнала «Клиническая фармация». Сегодня должность клинического провизора утверждена среди провизорских должностей в учреждениях здравоохранения Украины (приказ МЗ Украины № 385). МОН Украины утверждены государственные стандарты высшего образования подготовки специалистов и магистров по специальности «клиническая фармация» (приказы МОН Украины № 629 от 29.07.2004 г. и № 196 от 16.03.2006 г. соответственно).
В аптеке клинический провизор выполняет такие основные функции: блиц-опрос посетителя; фармацевтическая опека при отпуске рецептурных и безрецептурных лекарственных средств; фармаконадзор и фармакобдительность; фармакоэкономический консалтинг для потребителя; оптимальный выбор безрецептурных препаратов; квалифицированное направление к врачу.
Участие клинического провизора может реально повысить качество оказания медицинской помощи, уменьшить количество врачебных ошибок, частоту и тяжесть побочных реакций, которые сегодня являются бичом фармакотерапии. Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку, к фармацевту? Причина этого - недоверие к профессионализму врачей в области фармакотерапии. Среди негативных факторов, усугубляющих это недоверие, В. Черных отметил такие: назначение устаревших, зачастую снятых с производства препаратов; незнание новых препаратов; использование справочников в присутствии пациента; незнание условий применения; небрежное, недобросовестное отношение к рекомендациям и выписыванию рецептов; попытки продать препарат прямо в кабинете, на приеме; лечение по принципу «не помогло это лекарство, попробуем другое!».
Смотрите также
Гиповитаминоз Н (биотин) – Biothinum
Биотин синтезируется бактериями кишечника, является составной
частью многих ферментов, участвующих в биосинтезе белков, жирных кислот.
Участвует в нервно-трофических процессах, углеводном и жировом ...
Устройство для регистрации ночной остановки дыхания
Устройство для регистрации ночной остановки дыхания
предназначено для диагностики ночного апное, принцип которого заключается в
регистрации движения грудной клетки через сканирование ее ульт ...
Частота и возрастная структура СД
В
последние десятилетия частота СД неуклонно увеличивается, число больных в
развитых странах составляет до 5% от общей популяции, в действительности
распространенность СД выше, так как не учит ...